(11.05.1904, Фигерас, Испания - 23.01.1989, там же). Великолепный, экстравагантный сюрреалист.
1. Всем известно, что логотип "Чупа-Чупса" (это, кстати, была испанская компания, основанная в 1958 году, сейчас уже нет) придуман
Дали в 1969 году по просьбе её основателя. Художник быстренько (некоторые историки озвучивают: "в течении часа") набросал эскиз
лого вроде как на газетном листе. В то время он вышел как однотонная темно-желтая энотера (просто догадка, у Дали было уж точно
своё мнение о цветке) с надписью Chupa Chups в центре. Дали также инициировал расположение логотипа сверху по центру
конфеты (а не сбоку). Кто-то пишет, что он за это содрал "кругленькую сумму", а кто-то - что он сделал это "по дружбе". Но известно,
что он попросил (или потребовал) и получил коробку чупа-чупсов ежедневно, что он с ними делал, история умалчивает (нет).
2. Вообще, Дали все время (особенно, когда стал знаменитым) любил зарабатывать деньги на искусстве (не только на продаже
картин и выставках). Снимался в рекламе, делал обложки журналам и выпускал свой Dali News (не путать с этой газетой), писал
также и книги. В разные времена сотрудничал с модными журналами Harper’s Bazaar, Esquire и Vogue, иллюстрировал их. В
семидесятых поработал над декорациями и выступил в качестве модели для журнала Playboy (девочки тоже были). Коллега по цеху
Андре Бретон за деловые успехи называл его Avida Dollars ("жадный до долларов", это, кстати, анаграмма Salvador Dali).
На снимке - 1973 год, Кадакес, Испания, фотосессия для Playboy под названием "Эротический мир Сальвадора Дали".
3. В 1967 году в Италии была выпущена Библия с иллюстрациями Дали (Папа благословил). Для данного "проекта" живописец
нарисовал 105 рисунков акварелью, которые, по его мнению, должны изображать библейские сцены, но на самом деле без контекста
понять сюжет данных литографий очень сложно. Конечно, эта книга - дорогой малотиражный эксклюзив для частных коллекций.
4. В начале двадцатых он познакомился и подружился с Луисом Бунюэлем (это режиссер, сюрреалист в кино) и Федерико Гарсиа
Лоркой (известный испанский поэт, расстрелян, но это темная история). Также, в 1926 году познакомился с Пикассо, что не прошло
бесследно для его раннего творчества. В 1929 году Дали и Бунюэль написали сценарий и срежиссировали 16-минутный немой фильм
"Андалузский пёс", который был на то время просто трэшаком (или, по Вашему, сюрреализмом). Ну серьезно, один эпизод с
разрезанием глаза девушки, который придумал Дали (на самом деле это был глаз мертвой коровы) чего стоит. Тем более, что
Бунюэль заявлял, что в фильме вообще нет образов, символизирующих что-либо, не надо искать в нем логики и смысла. После
премьеры все сказали, что фильм годный и формально приняли авторов в круг сюрреалистов. Со сценарием можно ознакомиться.
На снимке - 1965 год, с актрисой Ракель Уэлч.
5. Вообще, если отойти немного от Дали к Бунюэлю, то у Луиса есть три очень хороших фильма (он, наверное, всю жизнь оттачивал
свое мастерство, и поэтому они же являются последними в его фильмографии). Это "Скромное обаяние буржуазии (1972, Oscar,
BAFTA), "Призрак свободы" (1974), "Этот смутный объект желания" (1977). Также к этим фильмам он сам написал сценарии. Бунюэль
дожил до преклонных лет, в одном из последних интервью он сказал, что жалеет не о том, что в пожилом возрасте не особо хочется
заниматься сексом, а о том, что в этом возрасте не разрешается в достаточной для него мере пить и курить (без последствий).
6. При своем подъеме в искусстве полностью ругается с отцом, эпатируя на отношении к (тогда уже умершей) матери. После ссоры и
символического изгнания из дома (он тогда с отцом уже не жил) послал ему конверт со своей спермой и припиской "Это всё, что я
тебе должен" - провокатор, одним словом. Позже, в тридцатые, из-за политических взглядов (а он был как и множество гениев -
аполитичен и использовал политику, главным образом, для скандалов и последующих разговоров о нем), ссорится с тусовкой
сюрреалистов и заявляет, что "сюрреализм" - это он сам и есть. Именно в это время Бретон придумал "про жадность и доллары".
На снимке - он с Филиппом Халсманом.
7. В зрелые годы вновь работает в Париже, все также талантлив и успешен; пишет, снимает и увлекается фотографией (это и есть
период с большинством его снимков с "фирменными" усами и выпученными глазами); все также эпатирует. Попутешествовал, кроме
любимой Испании поработал во Франции, Италии, США, но всегда возвращался на родину. Он - каталонец (и гордился этим).
На очень известном снимке - 1969 год, Дали и его "домашний" муравьед на прогулке.
8. Последние годы: после смерти жены в 1982 году (о Гале коротко не напишешь, нужна отдельная статья) развилась депрессия. Также болезнь Паркинсона мешала создавать картины (кто знает, что было бы написано, если бы он состарился без этого недуга).
Фактически, за несколько лет художник стал дряхлым стариком. Скончался от пневмонии. Все свои работы завещал Испании.
На снимке - 1979 год.
картин и выставках). Снимался в рекламе, делал обложки журналам и выпускал свой Dali News (не путать с этой газетой), писал
также и книги. В разные времена сотрудничал с модными журналами Harper’s Bazaar, Esquire и Vogue, иллюстрировал их. В
семидесятых поработал над декорациями и выступил в качестве модели для журнала Playboy (девочки тоже были). Коллега по цеху
Андре Бретон за деловые успехи называл его Avida Dollars ("жадный до долларов", это, кстати, анаграмма Salvador Dali).
На снимке - 1973 год, Кадакес, Испания, фотосессия для Playboy под названием "Эротический мир Сальвадора Дали".
3. В 1967 году в Италии была выпущена Библия с иллюстрациями Дали (Папа благословил). Для данного "проекта" живописец
нарисовал 105 рисунков акварелью, которые, по его мнению, должны изображать библейские сцены, но на самом деле без контекста
понять сюжет данных литографий очень сложно. Конечно, эта книга - дорогой малотиражный эксклюзив для частных коллекций.
4. В начале двадцатых он познакомился и подружился с Луисом Бунюэлем (это режиссер, сюрреалист в кино) и Федерико Гарсиа
Лоркой (известный испанский поэт, расстрелян, но это темная история). Также, в 1926 году познакомился с Пикассо, что не прошло
бесследно для его раннего творчества. В 1929 году Дали и Бунюэль написали сценарий и срежиссировали 16-минутный немой фильм
"Андалузский пёс", который был на то время просто трэшаком (или, по Вашему, сюрреализмом). Ну серьезно, один эпизод с
разрезанием глаза девушки, который придумал Дали (на самом деле это был глаз мертвой коровы) чего стоит. Тем более, что
Бунюэль заявлял, что в фильме вообще нет образов, символизирующих что-либо, не надо искать в нем логики и смысла. После
премьеры все сказали, что фильм годный и формально приняли авторов в круг сюрреалистов. Со сценарием можно ознакомиться.
На снимке - 1965 год, с актрисой Ракель Уэлч.
5. Вообще, если отойти немного от Дали к Бунюэлю, то у Луиса есть три очень хороших фильма (он, наверное, всю жизнь оттачивал
свое мастерство, и поэтому они же являются последними в его фильмографии). Это "Скромное обаяние буржуазии (1972, Oscar,
BAFTA), "Призрак свободы" (1974), "Этот смутный объект желания" (1977). Также к этим фильмам он сам написал сценарии. Бунюэль
дожил до преклонных лет, в одном из последних интервью он сказал, что жалеет не о том, что в пожилом возрасте не особо хочется
заниматься сексом, а о том, что в этом возрасте не разрешается в достаточной для него мере пить и курить (без последствий).
6. При своем подъеме в искусстве полностью ругается с отцом, эпатируя на отношении к (тогда уже умершей) матери. После ссоры и
символического изгнания из дома (он тогда с отцом уже не жил) послал ему конверт со своей спермой и припиской "Это всё, что я
тебе должен" - провокатор, одним словом. Позже, в тридцатые, из-за политических взглядов (а он был как и множество гениев -
аполитичен и использовал политику, главным образом, для скандалов и последующих разговоров о нем), ссорится с тусовкой
сюрреалистов и заявляет, что "сюрреализм" - это он сам и есть. Именно в это время Бретон придумал "про жадность и доллары".
На снимке - он с Филиппом Халсманом.
7. В зрелые годы вновь работает в Париже, все также талантлив и успешен; пишет, снимает и увлекается фотографией (это и есть
период с большинством его снимков с "фирменными" усами и выпученными глазами); все также эпатирует. Попутешествовал, кроме
любимой Испании поработал во Франции, Италии, США, но всегда возвращался на родину. Он - каталонец (и гордился этим).
На очень известном снимке - 1969 год, Дали и его "домашний" муравьед на прогулке.
8. Последние годы: после смерти жены в 1982 году (о Гале коротко не напишешь, нужна отдельная статья) развилась депрессия. Также болезнь Паркинсона мешала создавать картины (кто знает, что было бы написано, если бы он состарился без этого недуга).
Фактически, за несколько лет художник стал дряхлым стариком. Скончался от пневмонии. Все свои работы завещал Испании.
На снимке - 1979 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий